Мультипликация как средство коррекции дефицитарных функций детей с ОВЗ

Разина М.В.
педагог - психолог
Коновалова Т.В.
учитель - логопед
Кравцова О.А. методист
ГБОУ «Школа № 2083» 
(ДОП «Ивушка»), г. Москва

Секция "IT в обучении и воспитание детей, в том числе с ОВЗ"


Целевая аудитория

  • специалисты
  • работающие с детьми с ОВЗ

Цель

Коррекция дефицитарных функций детей с ОВЗ через создание  мультфильмов.

Задачи

  • Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов;
  • Сделать коррекционно- развивающую работу с детьми более содержательной,  наглядной,  динамичной за счет использования информационных технологий;
  • Сделать более интересной для детского восприятия информацию по разным разделам программы за счет привлечения зрительных образов, способствуя эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  • Изучение основных возможностей компьютера, а в дальнейшем его использование в образовательной деятельности;
  • Формировать словарный запас по теме мультфильма;
  • Формировать познавательную активность, навыки связного высказывания;
  • Способствовать развитию основных психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления;
  • Обогащение мотивации речевой деятельности.

Описание проблемы

Основная проблема  определяется повышением самостоятельности старших дошкольников в образовательной и повседневной деятельности, развития их фантазии и творчества. Предпринята попытка частично самостоятельно и с помощью взрослого создать мультипликационный фильм. Важным моментом в работе  является озвучивание мультфильма. Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления».[2]
Работа над озвучиванием позволяет  разнообразить методы и приемы работы с детьми с ОВЗ в инклюзивных группах, применять ИКТ – технологии.

Обоснование выбранного метода/средства/технологии.

Данная форма работы с детьми соответствует современным запросам детей и позволяет сочетать в себе такие приемы как ИКТ – технологии, ИЗО – терапия (лепка персонажей мультфильма), Комментированная лепка, Сказкотерапия (придумывание сюжета, сочинение сказки), Игротерапия ( обыгрывание персонажами сюжета сказки), Видеотерапия ( просмотр результатов своей работы).

Полученные результаты 

В процессе работы над мультфильмом  у детей сформируются навыки работы с компьютером. Итогом работы станет серия  мультфильмов по придуманным сюжетам. Проделанная работа помимо обогащения речевой деятельности детей, позволить повысить самооценку и  стимулировать мотивацию на дальнейшую деятельность. Используя ИКТ, совместно с родителями они смогут создать мультфильмы дома, подбирать интересный познавательный материал, закрепить и дополнить знания полученные в дошкольном отделении.

Содержание 

Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно,  потому что ему открыт доступ в мир  современных технологий. Особенно актуально это для детей с ОВЗ, которые в силу своих  особенностей развития часто чувствуют себя неуверенно в среде своих сверстников. У большинства детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития основных психических процессов: речи, внимания, памяти и др. Все эти особенности развития приводят к трудностям в освоении программного материала.  Современные дети с интересом смотрят мультфильмы, им легче воспринимать визуальную информацию, поэтому учителям-логопедам, учителям-дефектологам и педагогам-психологам на помощь в решении коррекционных задач приходит мультипликация.
В своей работе специалисты нашей образовательной площадки посчитали, что более эффективным приёмом для формирования таких процессов как память, внимание, воображение, монологическая речь может быть использована лепка по придуманному вместе с детьми сюжету с озвучиванием процесса и просмотр мультфильма с результатами работы детей. Компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов развития детей с ОВЗ. Этот современный способ позволяет разнообразить демонстрируемые объекты, и явления природы показать их в реальности.
Процесс создания детьми мультфильмов позволяет сочетать в себе такие приемы работы, как ИКТ – технологии ( просмотр снятого материала, озвучка, монтаж мультфильмов – совместно с педагогами), ИЗО – терапия ( лепка персонажей мультфильма), Сказкотерапия (придумывание сюжета, сочинение сказки, т.к. установлено, что сказки собственного сочинения дают гораздо более значительный  терапевтический эффект [13]), Игротерапия (обыгрывание персонажами сюжета сказки), Видеотерапия ( просмотр результатов своей работы).
Относительно возраста детей, мы считаем, что создать мультфильм можно как  с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольными. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, более младшие дети  лепили  персонажей мультфильма; во время съемки – передвигали фигурки. Дети более старшего дошкольного возраста выступали в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), и конечно все дети без исключения  помогали озвучить мультфильм.

Этапы работы над мультфильмом

1. Подготовительный этап.

На первом этапе происходил подбор оборудования и средств для создания мультфильма: камера, компьютер, мультимедийное оборудование: проектор, диктофон, микрофон, программное обеспечение (для создания мультфильма использовали программу Киностудия Windows).

2. Основной этап.

На основе покадровой анимации совместно детьми и воспитателем был создан первый мультфильм «Подснежник». Для этого использовали прием пластилиновой мультипликации . Замысел создания мультфильма родился в процессе реализации лексической темы «Весна». Главный герой мультфильма – первый весенний цветок. Сюжетная линия проста: приход весны.
Процесс создания мультфильма. Происходит знакомство детей с методикой создания мультфильмов на основе покадровой съемки. Основа мультфильма – кадры, сделанные в процессе лепки. Процесс создания подснежника фиксировался на камеру. Один из детей выполняет роль оператора, занимает место у видеокамеры закрепленной  на штативе, а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и меняя декорации в соответствии с задуманным сюжетом. После того, как все кадры сняты, начинается монтаж мультфильма. В стандартных программах есть программа для монтажа видео Киностудия Windows (иначе называется Windows Movie Maker). Вместе с детьми мы перенесли видео в программу. Далее идет работа с панелью инструментов в программе Киностудия Windows.
Озвучивание мультфильма. В мультфильме рассказ ребенка , придуманный в процессе создания мультфильма. в процессе озвучивание своих мультфильмов очень эффективным приёмом продуктивно использовать приём комментирующей речи взрослого. «Приём комментирующей речи взрослого» позволяет организовать деятельность детей и объединить такие её компоненты, как мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный. В ходе выполнения работы широко применялся прием сотворчества педагога и ребенка. [5]
Комментирование ребёнком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью. [6] Дети рассказывают взрослому и сверстникам о совершаемых действиях и их последовательности. В процессе лепки, мы записываем рассказы детей на диктофон, чтобы потом вместе с ними их послушать. Если составленный рассказ соответствует сюжету – мы вместе с детьми монтируем мультфильм и накладывает запись на видео детских работ. Чаще всего первая запись пробная и нам приходиться выбирать варианты разной озвучки – каждый ребенок может попробовать озвучить  сюжет и все вместе мы выбираем самый лучший вариант. Сам факт записи вызывает большой интерес у детей и выступает хорошим стимулом для повышения речевой и познавательной активности воспитанников.
Ребята, зная о том, что они рассказывают текст для озвучивания мультфильма, очень серьёзно относятся к качеству своего рассказа.
Титры. В начале мультфильма мы прописали название, которое мы придумали вместе с детьми.
Создание мультфильма длительный и сложный процесс. Наш первый мультфильм «Подснежник» получился длительностью 40 секунд, но тем не менее вызвал у детей бурю эмоций и восторга. Увидев на экране результат своей  работы, дети дошкольного возраста испытывают только положительные эмоции, что очень немаловажно в психологическом развитии детей с речевыми нарушениями.

3. Заключительный этап.

На третьем, заключительном этапе, мы презентовали наш мультфильм детям, которые создавали мультфильм, их воспитателям и детям. А также разместили наш  мультфильм на сайте нашей дошкольной образовательной площадки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2005.
2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
3. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5— 8 лет. М., 2007.
4. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //Методические разработки и проведение коррекционных занятий. – СПб.;1992.
5. Гаврилушкина О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // «Дошкольное воспитание», 1998 №2
6. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии. Семейная школа. М, 2010г.
7. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду. М., 2010г.
8. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.
9. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет. М., 2004.
10. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., 2007.
11. Нордгеймер Ю.Р., Гончарюк Г.Ф. Мультимедийные средства и компьютерные игры в предшкольной подготовке // Управление ДОУ. 2008. № 6.
12. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2002.
13. Сертакова Н.М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, Спб., 2012г.
14. Тимофеева Л.Л. Мультфильм своими руками // Воспитатель ДОУ. 2008. № 10.
15. Ткаченко ТА. Речь и моторика. М., 2007.